"КРАСИВЫЙ МАЛЬЧИК" ("BEAUTIFUL BOY"), 2018
реж. Феликс Ван Грунинген

Дэвид Шефф переживает трагедию

Дэвид Шефф переживает трагедию: его милый и очаровательный сын Ник стал наркоманом. Откуда взялась пагубная привычка? Ник растёт в любящей семье, он отлично учится, ни в чём не нуждается. Развод родителей прошёл спокойно. С матерью, живущей в Лос-Анджелесе, Ник общается до сих пор. Пытаясь найти ответы, Дэвид вспоминает, каким ребёнок был раньше — вдумчивым и красивым мальчиком.

История, основанная на мемуарах отца и сына

История, основанная на мемуарах отца и сына, прошедших через борьбу с метамфетаминовой зависимостью Ника Шеффа и Дэвида Шеффа, снятая Феликсом ван Гройнингеном, спродюсированная Брэдом Питтом от студии Amazon.

Обычная история любящей и благополучной семьи, с которой случилась страшная история, - сын Ник – наркоман. Его родители развелись, когда он был маленьким, но у Ника сложились прекрасные отношения новой семьей отца, да и с мамой тоже все хорошо, а с отцом полный духовный контакт и понимание. Казалось бы все прекрасно, и у Ника нет никаких объективных причин подсесть на наркотики — поначалу мы так и ждем, когда же случится драма, которая толкнёт парня на путь наркотиков, но нет, у него все хорошо: любящая семья, любимые младшие брат с сестрой, колледж, законченный с отличием и большое будущее впереди. Жизнь прекрасна и раскладывает перед ним веер возможностей. Но почему тогда наркотики? И именно в этом — главный драматический момент и месседж картины: чтобы стать наркоманом, не обязательно случатся черным полосам .

Отец Ника Дэвид отчаянно пытается спасти сына. Он разыскивает его по ночам, обзванивает больницы, устраивает в рехабы, которым нет числа, беседует с наркоманами, чтобы понять, что и как думает ребенок, и даже разок принимает метамфетамин , опять же, чтобы понять, как это работает и что нашел в этом сын. Но ни одна из попыток отца не имеет успеха: Ник бросает и начинает снова. Как-то он пробыл в завязке 14 месяцев, но срывается снова, вламывается с подружкой в дом отца, чтобы украсть вещи на продажу, и… после этого Дэвид сдается. Одна из самых психологически мощных сцен картины, когда отец отказывает в очередной раз позвонившему Нику в помощи, осознавая свое бессилие, но продолжая всем сердцем любить сына, и советует тому обратиться к спонсору, потому что он, отец, исчерпал все методы и опустил руки.

«Красивый мальчик» на первый взгляд

«Красивый мальчик» на первый взгляд, может показаться очередной историей о том, как это ужасно и бесповоротно - быть наркоманом. Что бывший наркоман,- зачастую утопия (хотя сам Ник чист уже 8 лет и выпустил книгу о своей проблеме). И мы не раз уже видели все это, начиная с «Реквиема по мечте» и заканчивая «Трейнспоттингом» («На игле»). Очевидно, что говорить о проблеме нужно до тех пор, пока она не исчезнет, а финальные титры говорят нам, что в Америке ежедневно случаются передозировка у людей до 50 лет, в стране настоящая эпидемия наркомании, и если вам нужна помощь она существует, надо только за ней обратиться. Но, казалось бы, что нового скажет нам картина про человека, который не может справиться со своими демонами?

Фокус в том, что фильм — не про Ника, а про его отца. Про те круги ада, которые проходят близкие зависимых людей, и режиссёр заставляет нас пройти эти круги вместе с ними. Пытаться найти причину и осознать, что ее попросту нет. Раз за разом вытаскивать из притона, передоза , и осознать, что ты не можешь никого спасти против воли. Сдавшись, Дэвид с женой идут в клуб родственников зависимых людей — потому что им помощь нужна не меньше: справиться с потерей и принять свое бессилие.

Тимоти Шаламе, сыгравший Ника, безусловно, один из лучших молодых актеров Голливуда — но все картина держится на Стиве Карелле, который тут просто велик. Он играет тонко, тихо, сдержанно, одновременно затрагивая самые простые человеческие эмоции и в то же время яростно, передавая всю боль отца, который любит своего ребенка, но ничего не может в борьбе за жизнь сына. «Красивый мальчик» - песня Джона Леннона, которую он пел сыну на ночь в детстве, и этот мальчик исчез, и Дэвид снимает все его фотографии со стены: молча и без слез, которые он выплакал раньше. Очевидно, что Стива Карелла стоит рассматривать за эту работу в номинации на «Оскар», - совершенно заслуженно.

«Красивый мальчик» еще не куплен для российского проката, и если кому-то хватит смелости показать нам эту историю, - большое ему человеческое спасибо, поскольку эпидемия наркомании – глобальная мировая проблема, но не проблема одной страны.

Но фильм оставляет неоднозначное послевкусие. Настолько он красив, что основной социальный месседж не читается безапелляционно и в лоб, если вы ожидаете этого от фильма, - то этого не будет. Нам немного не хватило акцента на то, что наркотики – это зло, которое может поразить любую семью и разрушить любой, даже самый красивый , тихий и уютный мир. У зла нет оттенков, пола, расы, возраста. Оно однозначно. Особенно в случае затронутой фильмом проблематики. Но, слишком красивый фильм, слишком эстетичен визуальный ряд, слишком красивый мальчик.

Возможно, авторы и студия приняли решение смягчить социальный месседж. Возможно, фильм выпускался из расчета на американского зрителя, которому нужна именно такая картинка, и которого решили пощадить. Возможно, именно потому было решено удалить наиболее жесткие и бьющие наотмашь сцены. Возможно, авторы решили пойти по альтернативному пути и не выдавать жесткий моральный императив и не обнажать всё то дно, которого не может не быть . Возможно, поэтому в промо приходится постоянно доносить мысль о катастрофической эпидемии наркотической зависимости и ее смертельных последствиях. Возможно…очень много «возможно» оставляет после себя этот фильм.

Рекомендуется смотреть ценителям красиво снятого «тихого» кино, почитателям таланта Стива Карелла и Тимоти Шаламэ.

Не рекомендуется: ожидающим повествовательной истории одной семьи последующими выводами и жирной точкой в конце.

8/10