"Дом, который построил Джек" ("The House That Jack Built"), 2018
реж. Ларс Фон Триер

Новый фильм Ларса фон Триера с самой первой сцены интригует

На связи Елена Елагина и моя рецензия на фильм «Дом, который построил Джек».

Новый фильм Ларса фон Триера с самой первой сцены интригует - чёрный экран и длительный закадровый диалог, весьма смелое решение для начала фильма ;) Далее, сюжет нас плавно затягивает в волны безумия серийного убийцы, интеллектуального психопата. История разбита на ключевые инциденты из жизни Джека, сквозь которые мы пробираемся, пытаясь понять, что же им движет.

Повествование перебивается комическими вставками, анимацией, демонстрацией полотен великих художников, памятников архитектуры, перемежается краткими лекциями со схемами - мы будто бы оказываемся в голове Джека, следим за его мыслями и логикой. Кстати, интересное наблюдение, все мы руководствуемся своей внутренней логикой и нам она кажется правдивой, даже если это логика в последствии приводит к преступлению. Как определить, когда в голове началось безумие? Никак)

Некоторые сцены фильма можно рассматривать как отдельные короткометражки

Например, совершенно гениальная аллегория появления и исчезания эмоций/потребностей на примере тени человека, идущего от фонаря к фонарю: тень появляется, растворяется, возникает снова. Или сцена «дыхание луга», где процесс покоса травы подан как нечто эстетически прекрасное.

Да, в фильме есть жесткие моменты, не всегда оправданные, как говорится, жестокость ради жестокости. И режиссёр переходит границы морали, превращая вымышленный мир кино в реальную жертву живого существа. Видимо, автор руководствовался правилом «чего не сделаешь, ради искусства». В этом, пожалуй, и есть главный лейтмотив фильма. Каждый из нас что-то строит с течение жизни, и наши деяния можно сравнить со строительством дома - можно построить много домов, можно ни одного.

В финальной части фильма режиссёр отрывает нас реальности и погружает нас в мир грез и безумия, сопровождая это яркими образами, которые словно готовые произведения оживают на экране. В чём-то даже напомнило Тарковского и похождения сталкера: кто знает, может Фон Триер тайный почитатель российского гуру кинематографа:) В фильме отменный саундтрек - этакий микс классики и Дэвида Бои в качестве основной темы («fame”) Актерский состав. В фильме в одном из эпизодов снялась Ума Турман, которую почти не узнать. Главного героя сыграл Мэтт Диллон, сложно оценить его актерскую игру, ведь по сюжету его герой имеет проблемы с эмпатией, поэтому его образ весьма скуп на эмоции. Но, безусловно, он смотрится органично в образе сексуального психопата.

В целом, фильм заставляет задуматься о базовых вещах и оставляет странное ощущение из-за смешения жанров: триллер, ужасы, комедия? Неоднозначно, но определённо вызывает интерес, как нестандартное, безумное авторское кино.

И, да, hit the road, Jack!