Во время московского предпремьерного показа фильма мексиканца Мишеля Франко «Новый порядок», обладателя Серебряного Льва прошедшего Венецианского кинофестиваля,
стала очевидной закономерность предыдущей победы «Джокера» в той же Венеции годом ранее. Оба фильма выстаиваются в некую антологию Хаоса. «Джокер» как предтеча, и теперь, совершенно логично, «Новый порядок». «Новый порядок» — предельно честный и жесткий взгляд на извечное классовое противостояние, доведенный автором до шокирующего апогея. Впрочем, настолько ли всё происходящее вымысел?
С одной стороны, «Новый порядок» просится быть поставленным в один ряд с такими антиутопиями, как «Сквозь снег»,
где классовая борьба была локализована в замкнутом пространстве мчащегося поезда, и, тем самым, обострена до остроты лазерного скальпеля. Или с «Рассказом служанки», где демократия пала, поверженная теократами и военной диктатурой. С другой стороны, антиутопия – это критика современного общества, прикрытая вымышленным и гипертрофированным мироустройством. Но то, что демонстрирует Мишель Франко, можно изначально подумать, что режиссер лишь намекает на вариант гипотетического развития событий ближайшего будущего, настолько реально и злободневно, что вводит в ступор, по-настоящему шокирует. Не стоит обольщаться и давать отсрочку – это история про здесь и сейчас. Это фильм -отрезвляющая пощечина.
Несмотря на то что события разворачиваются в Мексике, и, якобы, напрямую связаны с темой социального неравенства на родине режиссера, «Новый порядок» — это черное зеркало, в котором отражается потенциальная ситуация всего мира, приближающаяся к нашему «сегодня» стремительнее, чем может казаться.
В первых кадрах по лестнице стекает непонятная зеленая жидкость, появляются голая девушка, измазанная этой загадочной жижей, и гора мертвых тел.
Следующий кадр переносит действие в богатый особняк, где происходит свадьба. Все изысканно одеты, улыбчивы, богаты и благополучны. Состоятельные гости на дорогих джипах съезжаются на мероприятие, подносят в дар молодоженам конвертики, которые мать невесты методично и с некоторой опаской один за другим относит в сейф. Несмотря на всеобщую атмосферу веселья в воздухе висит напряжение и ожидание того, что этот Эдем внезапно и не очень хорошо закончится. Мать, спрятав очередной конверт, хочет помыть руки, но из крана в ванной начинает течь зеленая вода; судья, должная зарегистрировать брак, опаздывает из-за массовых беспорядков на улицах; а на пороге дома появляется несчастный сломленный Роландо, который работал на семью много лет тому назад, и просит крупную сумму на операцию своей умирающей жены. Ему не отказывают, но и оказанной помощи недостаточно, но свадьба, радость и вовсе не до проблем…
Символизм цветов предупреждает с первого кадра о предстоящих событиях.
Следующий кадр переносит действие в богатый особняк, где происходит свадьба. Все изысканно одеты, улыбчивы, богаты и благополучны. Состоятельные гости на дорогих джипах съезжаются на мероприятие, подносят в дар молодоженам конвертики, которые мать невесты методично и с некоторой опаской один за другим относит в сейф. Несмотря на всеобщую атмосферу веселья в воздухе висит напряжение и ожидание того, что этот Эдем внезапно и не очень хорошо закончится. Мать, спрятав очередной конверт, хочет помыть руки, но из крана в ванной начинает течь зеленая вода; судья, должная зарегистрировать брак, опаздывает из-за массовых беспорядков на улицах; а на пороге дома появляется несчастный сломленный Роландо, который работал на семью много лет тому назад, и просит крупную сумму на операцию своей умирающей жены. Ему не отказывают, но и оказанной помощи недостаточно, но свадьба, радость и вовсе не до проблем…
В отличие от антиутопии южнокорейца Пона Джун-хо, который, к слову, продолжил тему классового неравенства в сатирическом триллере «Паразиты», ставшем фестивальным феноменом прошлого года, «Новый порядок» не разделяет четко персонажей на отрицательную богатую элиту и положительных нищих революционеров.
Здесь все сложнее – молох не пощадит никого. Мишель Франко не разделяет общество на плохой и хороший классы, мир в его картине состоит из плохих и хороших людей, среди которых встречаются алчные, эгоистичные, жестокие, но также сострадательные, добрые, великодушные, и эти благодетели едва ли зависят от толщины кошелька. Поначалу может показаться, что режиссер и вовсе выступает за право богатых на богатство вместо того, чтобы традиционно для социального кинематографа превращать толстосумов в бессердечных монстров.
Но в то же время вряд ли автор не сочувствует несчастному, согбенному в унизительной роли просящего Роландо. Бесспорно,
Франко сопереживает положительным персонажам, которых врывающийся новый порядок сбивает с ног, крушит с неизбежностью цунами, топчет, как табун взбесившихся лошадей. Но при этом режиссер никого не пощадит: ни тех, ни других. И чтобы всё расставить по местам - в картине совершенно четко обозначено абсолютное зло. Оно константно, ему не важно на чьей стороне быть, оно само моделирует ту ситуацию и оно же цинично снимает сливки с неиссякаемой ненависти. Франко не расставляет плюсы и минусы, он констатирует факт: когда конфронтация достигнет апогея, ни в ком не останется ничего человеческого. И именно так, по мнению режиссера, будет выглядеть наихудший сценарий. Но допустить такой вариант будущего или нет - выбор персонально каждого. Здесь и сейчас.