"Новый порядок" ("Nuevo orden"), 2020
реж. Мишель Франко

Во время московского предпремьерного показа фильма мексиканца Мишеля Франко «Новый порядок», обладателя Серебряного Льва прошедшего Венецианского кинофестиваля,

стала очевидной закономерность предыдущей победы «Джокера» в той же Венеции годом ранее. Оба фильма выстаиваются в некую антологию Хаоса. «Джокер» как предтеча, и теперь, совершенно логично, «Новый порядок».
«Новый порядок» — предельно честный и жесткий взгляд на извечное классовое противостояние, доведенный автором до шокирующего апогея. Впрочем, настолько ли всё происходящее вымысел?

С одной стороны, «Новый порядок» просится быть поставленным в один ряд с такими антиутопиями, как «Сквозь снег»,

где классовая борьба была локализована в замкнутом пространстве мчащегося поезда, и, тем самым, обострена до остроты лазерного скальпеля. Или с «Рассказом служанки», где демократия пала, поверженная теократами и военной диктатурой. С другой стороны, антиутопия – это критика современного общества, прикрытая вымышленным и гипертрофированным мироустройством. Но то, что демонстрирует Мишель Франко, можно изначально подумать, что режиссер лишь намекает на вариант гипотетического развития событий ближайшего будущего, настолько реально и злободневно, что вводит в ступор, по-настоящему шокирует. Не стоит обольщаться и давать отсрочку – это история про здесь и сейчас. Это фильм -отрезвляющая пощечина.

Несмотря на то что события разворачиваются в Мексике, и, якобы, напрямую связаны с темой социального неравенства на родине режиссера, «Новый порядок» — это черное зеркало, в котором отражается потенциальная ситуация всего мира, приближающаяся к нашему «сегодня» стремительнее, чем может казаться.

В первых кадрах по лестнице стекает непонятная зеленая жидкость, появляются голая девушка, измазанная этой загадочной жижей, и гора мертвых тел.

Следующий кадр переносит действие в богатый особняк, где происходит свадьба. Все изысканно одеты, улыбчивы, богаты и благополучны. Состоятельные гости на дорогих джипах съезжаются на мероприятие, подносят в дар молодоженам конвертики, которые мать невесты методично и с некоторой опаской один за другим относит в сейф. Несмотря на всеобщую атмосферу веселья в воздухе висит напряжение и ожидание того, что этот Эдем внезапно и не очень хорошо закончится. Мать, спрятав очередной конверт, хочет помыть руки, но из крана в ванной начинает течь зеленая вода; судья, должная зарегистрировать брак, опаздывает из-за массовых беспорядков на улицах; а на пороге дома появляется несчастный сломленный Роландо, который работал на семью много лет тому назад, и просит крупную сумму на операцию своей умирающей жены. Ему не отказывают, но и оказанной помощи недостаточно, но свадьба, радость и вовсе не до проблем…

Символизм цветов предупреждает с первого кадра о предстоящих событиях.

Следующий кадр переносит действие в богатый особняк, где происходит свадьба. Все изысканно одеты, улыбчивы, богаты и благополучны. Состоятельные гости на дорогих джипах съезжаются на мероприятие, подносят в дар молодоженам конвертики, которые мать невесты методично и с некоторой опаской один за другим относит в сейф. Несмотря на всеобщую атмосферу веселья в воздухе висит напряжение и ожидание того, что этот Эдем внезапно и не очень хорошо закончится. Мать, спрятав очередной конверт, хочет помыть руки, но из крана в ванной начинает течь зеленая вода; судья, должная зарегистрировать брак, опаздывает из-за массовых беспорядков на улицах; а на пороге дома появляется несчастный сломленный Роландо, который работал на семью много лет тому назад, и просит крупную сумму на операцию своей умирающей жены. Ему не отказывают, но и оказанной помощи недостаточно, но свадьба, радость и вовсе не до проблем…

В отличие от антиутопии южнокорейца Пона Джун-хо, который, к слову, продолжил тему классового неравенства в сатирическом триллере «Паразиты», ставшем фестивальным феноменом прошлого года, «Новый порядок» не разделяет четко персонажей на отрицательную богатую элиту и положительных нищих революционеров.

Здесь все сложнее – молох не пощадит никого. Мишель Франко не разделяет общество на плохой и хороший классы, мир в его картине состоит из плохих и хороших людей, среди которых встречаются алчные, эгоистичные, жестокие, но также сострадательные, добрые, великодушные, и эти благодетели едва ли зависят от толщины кошелька. Поначалу может показаться, что режиссер и вовсе выступает за право богатых на богатство вместо того, чтобы традиционно для социального кинематографа превращать толстосумов в бессердечных монстров.

Но в то же время вряд ли автор не сочувствует несчастному, согбенному в унизительной роли просящего Роландо. Бесспорно,

Франко сопереживает положительным персонажам, которых врывающийся новый порядок сбивает с ног, крушит с неизбежностью цунами, топчет, как табун взбесившихся лошадей. Но при этом режиссер никого не пощадит: ни тех, ни других. И чтобы всё расставить по местам - в картине совершенно четко обозначено абсолютное зло. Оно константно, ему не важно на чьей стороне быть, оно само моделирует ту ситуацию и оно же цинично снимает сливки с неиссякаемой ненависти.
Франко не расставляет плюсы и минусы, он констатирует факт: когда конфронтация достигнет апогея, ни в ком не останется ничего человеческого. И именно так, по мнению режиссера, будет выглядеть наихудший сценарий. Но допустить такой вариант будущего или нет - выбор персонально каждого. Здесь и сейчас.

Текст: Елена Глазова
10 мая 2021