Изображение

В этом феврале, как и каждый год, Берлин на две недели превращается в Мекку для киноманов.

Потсдамер Плац обрастает грациозными красными медведями, вставшими на дыбы, а большую часть пассажиров метро заполоняют члены братства сумок с логотипом кинофестиваля. Самый масштабный киносмотр Европы в этом году расстилает красную дорожку в 69-й раз.

Мы тоже попробовали разобраться, чем нынешний Берлинале отличается от предыдущих, что в нем особенного, а что традиционного, и что он него ожидать. Берлинскому международному фестивалю этого года суждено войти в историю хотя бы потому, что он станет 18-м и последним под руководством нынешнего директора Дитера Косслика. В 2017 году 79 немецких режиссеров подписали открытое письмо с критикой политики Косслика и пожеланием «очистить кинофестиваль от шлаков». Результатом скандала станет его уход с поста директора после окончания контракта в мае 2019 года.
Изображение

На пресс-конференции по представлению программы фестиваля

Косслик был на редкость разговорчив, да и журналисты долго не хотели его отпускать. В конце, все еще действующий директор, пошутил о том, что число 18 в иудаизме означает «богатство и счастье», поэтому он с оптимизмом смотрит в будущее и надеется, что его, по крайней мере, будут приглашать на открытие грядущих Берлинале.

С уходом Косслика заканчивается целая эпоха, которая сформировала тот Берлинале, который сейчас знает весь мир. Со следующего года у фестиваля будет целых два директора. Впервые творческую и организаторскую функции решили разделить. Так креативным директором станет кинокритик, руководитель кинофестиваля в Локарно Карло Шатриан , а управленческие задачи возьмет на себя кинопродюсер Мариетте Риссенбек. Она станет первой в истории женщиной-руководителем Берлинале. Так что же нам ожидать от фестиваля?
Берлинале всегда был и остается «аудиовизуальной организацией по защите прав человека», как сказал Косслик в одном из своих интервью. По тематике отобранных фильмов каждый год можно буквально отслеживать социально-политические тенденции в обществе. И, хотя официально теме #metoo был посвящен прошлогодний фестиваль, в этом году Берлинале, как настоящий джентльмен, снова сделал фокус на женщин, теперь в контексте гендерного равноправия и многообразия.


Судите сами: президент жюри фестиваля — Жюльет Бинош (после двух лет мужского лидерства в лице Пола Верховена и Тома Тыквера), а почетный приз за вклад в кинематограф присуждается Шарлотте Ремплинг. Всего «почетные медведи» с момента основания премии вручали 37 раз, Ремплинг — десятая женщина, получающая эту награду.


Из 17 картин, участвующих в основном конкурсе, семь были поставлены женщинами-режиссерами. Эта доля значительно выше, чем в Каннах и Венеции. Фильм «Доброта незнакомцев», снятый одной из представительниц этой великолепной семерки, обладательницей «Золотого медведя 2001» Лоне Шерфиг, открывал фестиваль.


Что до тематики представленных фильмов, то все разделы программы от конкурсной, до экспериментальной и документальной пронизаны темами женского самоопределения, равноправия, борьбы за свое место в мире.
Сильные женские персонажи либо являются главными героинями многих картин, либо, будучи даже на вторых ролях, оказывают сильное влияние на главных героев мужчин , - будь то волевая Линн — жена Дика Чейни в фильме «Власть» или Джули, ради которой главный герой фильма «Кожа» решается не только покинуть националистическую организацию, но также избавиться от татуировок, покрывающих его лицо и тело. Даже в программу «Кулинарного кино» вошел фильм о том, как стать женщиной-шеф-поваром в суровом мужском мире этой профессии.


Как видите, если Берлинале берется за какую-то тему, то делает это полномасштабно, сразу по всем фронтам.
Напоследок стоит упомянуть еще несколько важных отличий нынешнего Берлинале.


Своего рода сенсационным событием стала демонстрация полнометражного фильма производства стримингового гиганта Netflix в основном конкурсе. Речь идет об испанской картине «Элиза и Марсела» режиссера Изабель Койшет («Тайная жизнь слов», «Моя жизнь без меня»). Реальная история любви двух женщин в Испании начала XX века станет первым фильмом Netflix, соревнующимся за золотого и серебряных медведей.
В 2018 году Каннский фестиваль запретил фильмам Netflix участие в конкурсной программе в связи с требованиями о том, что все конкурсные картины должны не только прокатываться во французских кинотеатрах, но и выдерживать срок в 36 месяцев между премьерой и появлением на стриминговом сервисе. В ответ на это решение представители Netflix сообщили об отказе от участия в Каннском фестивале.


На вопросы о том, не боится ли Косслик, что стриминговые платформы вскоре приведут к краху кино в привычном виде, директор ответил, что, по его мнению, сосуществование интернета и кино вполне возможно и фестивали всегда будут оставаться местом, где можно увидеть те картины, которые еще не нашли другой дороги к своему зрителю.

Программа фестиваля


Основная программа

Фильм открытия: «Доброта незнакомцев», «The Kindness of Strangers» (Лоне Шерфиг, Дания, Канада, Швеция, Франция, Германия)

Конкурсная программа 2019

"Земля под моими ногами" ("Der Boden unter den Füßen"), реж. Мари Крютцер, Австрия

"Золотая перчатка" ("Der Goldene Handschuh"), реж.Фатих Акин, Германия, Франция

"Божьей милостью" ("Grâce à dieu"), реж. Франсуа Озон, Франция

"Я был дома, но" ("Ich war zuhause, aber"), реж. Ангела Шанелек, Германия, Сербия

"История трех сестёр" ("Kız Kardeşler"), реж. Эмин Элпер, Турция, Германия, Нидерланды, Греция

"Антология города-призрака" ("Répertoire des villes disparues"), реж. Дени Коте, Канада

"Прощай, сын мой" ("Di jiu tian chang"), реж. Ван Сяошуай, Китай

"Господь есть, её имя Петруня" ("Господ постои, името ѝ е Петрунија"), реж. Теона Стругар Митевска, Македония, Бельгия, Словения, Хорватия, Франция

"Гарет Джонс" ("Mr. Jones"), реж. Агнешка Холланд, Польша, Великобритания, Украина

"Ондог (Яйцо)" ("Öndög"), реж. Ван Цюйанань, Монголия

"Пираньи Неаполя" ("La paranza dei bambini"), реж.Клаудио Джованнези, Италия

"Крушитель системы" ("Systemsprenger"), реж. Нора Финшелдт, Германия

"Пора уводить коней" ("Ut og stjæle hester"), реж. Ханс Петтер Муланд, Норвегия, Швеция, Дания

"Синонимы" ("Synonymes"), реж. Надав Лапид, Франция, Израиль, Германия

"Одна секунда" ("Yi miao zhong"), реж. Чжан Имоу, Китай


Вне конкурса

"Элиза и Марсела" ("Elisa y Marcela"), реж. Изабель Койшет, Испания

"Оперативник" ("The Operative"), реж. Юваль Адлер, Германия, Израиль, Франция, США

"Маригелла" ("Marighella"), реж. Вагнер Моура, Бразилия

"Варда глазами Аньес" ("Varda par Agnès"), реж. Аньес Варда, Франция

"Прощание с ночью (Враги)" ("L'adieu à la nuit"), реж. Андре Тешине, Франция, Германия

"Изумительная благодать" ("Amazing Grace"), реж. Алан Эллиотт, США

"Власть"("Vice"), реж. Адам МакКей, США
  • Изображение
  • Изображение
  • Изображение
  • Изображение
  • Изображение
  • Изображение
  • Изображение
  • Изображение

    БЕРЛИНАЛЕ ИЗНУТРИ

    КАК УСТРОЕН ФЕСТИВАЛЬ
    Организация фестиваля выше всяких похвал. Уже по прибытии, в аэропорту, вас встречает небольшой стенд посредине зала с фирменной символикой Берлинале. Есть также окно с информацией для туристов. Все можно разузнать, взять карты и тп.

    Видеорепортаж


    Изображение

    Хроника событий: 7 февраля


    The Kindness of Strangers / Доброта незнакомцев
    Competition, реж. Лоне Шерфиг, в ролях: Зои Казан, Билл Найи, Калеб Лэндри Джонс, Андреа Райзборо, Джей Барушель, Тахар Рахим

    По воле божьей / By the Grace of God / Grâce à Dieu
    Competition, реж. Франсуа Озон, в ролях: Мельвиль Пупо, Дени Меноше, Сванн Арло, Жозиан Баласко, Эрик Каравака, Франсуа Шатто, Мартина Эрель

    Fourteen / Четырнадцать
    Forum, реж. Дэн Саллитт, в ролях: Талли Медель, Норма Кулинг

    Плоская земля / Flatland
    Panorama, реж. Дженна Басс, в ролях: Фэйт Балои, Николь Форчуин, Изель Безуиденхут

    Ondog / Ондог
    Competition, реж. Ван Цюаньань, в ролях: Aorigeletu, Dulamjav Enkhtaivan, Norovsambuu

    Хроника событий: 8 февраля


    Light of my life / Свет моей жизни
    Panorama, реж. Кейси Аффлек, в ролях: Кейси Аффлек, Элизабет Мосс, Анна Пневски

    Чертова дыра / Hellhole
    реж. Бас Девос, в ролях: Альба Рорвахер, Лубна Азабаль, Хамза Беларби, Вилли Томас

    Кислота / Acid
    реж. Александр Горчилин, в ролях: Филипп Авдеев, Александр Кузнецов, Арина Шевцова, Савва Савельев

    Крушитель системы / System Crasher / Systemsprenger
    Competition, реж. Нора Финшелдт, в ролях: Хелен Зенгель, Альбрехт Шух, Габриэла Мария Шмайде, Матиас Бреннер

    Tremors / Temblores
    Panorama, реж. Хайро Бустаманте, в ролях: Juan Pablo Olyslanger, Diane Bathen, Maria Telon

    Хроника событий: 9 февраля


    The Golden glove / Der goldene Handschuh/ Золотая перчатка
    Competition, реж. Фатих Акин, в ролях: Марк Хоземанн, Йонас Дасслер, Адам Боусдукс, Катя Штудт

    Вся моя любовь / All my loving
    реж. Эдвард Бергера, в ролях: Ларс Айдингер, Неле Мюллер-Штофен, Ханс Лев, Манфред Запатка, Кристин Шорн

    Мальчик русский
    Panorama, реж. Александр Золотухин, в ролях: Андрей Павлютин, Сергей Двойников, Данил Тябин

    Out Stealing Horses / Угоняя лошадей
    Competition, реж. Ханс Петтер Муланд, в ролях: Стеллан Скарсгард, Тобиас Зантельман, Даница Чурчич

    Почва под ногами / The Ground Beneath My Feet / Der Boden unter den Füßen
    Competition, реж. Мари Кройцер, в ролях: Валери Пахнер, Пиа Хирцегер, Мави Хербигер

    A Dog Called Money
    Panorama, документальный, реж. Симус Мерфи, в ролях: PJ Harvey (в роли PJ Harvey)

    Хроника событий: 10 февраля


    Оперативница / The Operative / Die Agentin
    Competition (out of competition), реж. Юваль Адлер, в ролях: Дайан Крюгер, Мартин Фриман, Кас Анвар

    Mr. Jones / Гарет Джонс
    Competition, реж. Агнешка Холланд, в ролях: Джеймс Нортон, Питер Сарсгаард, Ванесса Кирби, Джозеф Моул

    Berlin Bouncer
    Perspektive Deutsches Kino, документальный, реж. Дэвид Дитл

    Kız Kardeşler / A Tale of three sisters / Сестры
    Competition. реж. Эмин Эльпер, в ролях: Джемре Эбуззия, Мюфит Каяджан, Кубилай Тунчер, Эдже Юксель

    Хроника событий: 11 февраля


    Vice / Власть
    Competition (Out of competition). реж. Адам Маккей, в ролях: Кристиан Бэйл, Эми Амамс, Стив Карелл

    God exists, her name is Petrunija / Бог существует, ее имя – Петруния
    Competition. реж. Теона Стругар Митевска, в ролях: Zorica Nusheva, Лабина Митевска, Стефан Вуйисич

    Skin / Кожа
    Panorama. реж. Гай Наттив, в ролях: Джейми Белл, Даниэль МакДональд, Билл Кэмп, Скотт Томас, Вера Фармига

    Хроника событий: 12 февраля


    The Souvenir / Сувенир
    Panorama, реж. Джоанна Хогг, в ролях: Тильда Суинтон, Том Бёрк, Ричард Айоади, Онор Суинтон-Бирн

    Враги / L’adieu à la nuit
    Farewell to the Night
    Competition, реж. Андре Тешине , в ролях: Катрин Денёв, Кейси Моттет Кляйн

    Хроника событий: 13 февраля


    Synonymes / Синонимы
    Competition, реж. Надав Лапид, в ролях: Кантен Дольмер, Louise Chevillotte, Джон Сехил, Крис Застера

    Берлинале-2019. ИТОГИ


    Международное жюри 66-го Берлинского международного кинофестиваля в лице: Жюльет Бинош (председатель), Сандры Хюллер, Себастьяна Лелио, Труди Стайлер, Раджендры Рой и Джастина Ченга присуждает следующие награды:

    🏆 Золотой Медведь за Лучший Фильм:
    Synonymes (Синонимы) Надава Лапида

    🏆 Серебряный Медведь Гран-При Жюри:
    Grâce à dieu (Божьей милостью) Франсуа Озона

    🏆 Серебряный Медведь Премия Альфреда Бауэра «За открывание новых путей в киноискусстве»:
    Systemsprenger (Крушитель системы) Нора Финшелдт

    🏆 Серебряный Медведь за Лучшую Режиссуру:
    Ангела Шанелек ''Ich war zuhause, aber''' (Я был дома, но)

    🏆 Серебряный Медведь Лучшей актрисе:
    Трине Дюрхольм «Dronningen» ("Королева сердец") Май эль-Туки

    🏆 Серебряный Медведь Лучшему Актёру:
    Ван Цзинчунь «Di jiu tian chang» (До встречи, сын мой) Ван Сяошуай

    🏆 Серебряный Медведь за Лучший Сценарий:
    Клаудио Джованнези, Роберто Савиано, Маурицио Брауччи «La paranza dei bambini'» (Пираньи Неаполя)

    🏆 Серебряный Медведь за Выдающийся Художественный Вклад
    Расмус Видебак за операторскую работу фильма «Ut og stjæle hester» (Пора уводить коней)
    Ханса Петтера Муланда

    • Изображение
    • Изображение
    • Изображение
    • Изображение
    • Изображение
    • Изображение
    • Изображение

      И в заключении отметим, Берлинале не изменяет себе, оставаясь новатором во многих областях, и остается разноплановым, гуманистическим, провокационным. В общем таким, каким мы его все любим!